Двигатель внутреннего сгорания автомобиля испытывает колоссальные нагрузки во время работы. Чрезмерный перегрев мотора может привести к поломке остальных зависимых от него узлов. Поэтому очень важно мониторить температурный режим ДВС. За это отвечают ДТОЖ и средство охлаждения, куда входит вентилятор и циркуляционная система, в которой в качестве теплоносителя выступает вода, тосол или антифрриз. Когда датчик исправен, то двигатель функционирует стабильно. Однако неисправность датчика температуры приводит к плачевным последствиям, связанным с полной поломкой авто. Ремонт некоторых моделей, особенно иностранного производства, стоит не мало и обойдется хозяину в копеечку. В рамках статьи рассмотрим более подробно, как выглядит датчик температуры, где он располагается, возможные проблемы и их симптомы.
Что такое ДТОЖ и где он находится
Датчик проверки температуры представляет собой небольшой элемент с полупроводниковым термистором. Он снимает показания с помощью контактного зонда. Его сопротивление меняется в процессе нагрева или охлаждения, соответственно, меняется напряжение и уровень сигнала, который поступает на электронный блок управления.
Причиной падения сопротивления является образование большого количества свободных электронов по мере повышения температуры. В процессе нагрева оно снижается до 0 Ом, в результате входное и выходное напряжение уравниваются до 5 В. И наоборот, на холодном двигателе оно будет равняться нулю или иметь минимальное для расчета значение. Таким образом, просматривается прямая зависимость сопротивления от температуры с минусовым коэффициентом.
Существуют также датчики с плюсовым коэффициентом. Принцип их работы обратный вышеописанному прибору. Поэтому перед проверкой и заменой необходимо узнать, какой датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на автомобиле.
Несмотря на свои небольшие размеры, измеритель играет очень важную роль в бесперебойной работе двигателя. Поэтому очень важно следить за правильным его функционированием, так как по мере износа он начинает выдавать ошибки, требует замены. Для того чтобы узнать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и как его найти, нужно обратиться к технической карте автомобиля.
Обычно прибор расположен на выходной части магистрали блоков цилиндров. Он вкручивается в отверстие, а контакты соединяются с ЭБУ. На некоторых моделях автомобилей устройство находится рядом или в самом термостате. Основное и самое главное назначение прибора— полный контакт с жидким теплоносителем и снятие тепловых показаний. Внешне прибор выглядит как свеча зажигания. В его состав входит:
- Один терморезистор;
- Два контактных провода;
- Два сигнальных вывода.
Все элементы помещены в корпус из металла с высокими показателями теплопроводности. К блоку цилиндров крепят его при помощи резьбового соединения. Следует отметить, что за показания температуры, которые выводятся на экран бортового компьютера, отвечает абсолютно другой прибор. Датчик измерения температуры охлаждающей жидкости работает напрямую с блоком управления и отправляет сигналы напрямую ему. Последний же, в свою очередь, проверяет и анализирует данные, а затем принимает решение об увеличении или уменьшении интенсивности снятия тепла со стенок двигателя.
Какие параметры работы ДВС контролирует прибор
Датчик является важным элементом бесперебойного функционирования мотора любого современного автомобиля. Он должен:
- Контролировать правильность смешения топливно-воздушной смеси. Регулировка происходит за счет расположения заслонки под правильным углом. Но сам контроль происходит в ЭБУ, который решает, сколько дать воздуха, чтобы смесь не была обедненной или слишком обогащенной. Такой мониторинг позволяет уменьшить количество вредных веществ в выхлопных газах и нормализовать оборотистость двигателя;
- Устанавливать правильный угол опережения зажигания. Это позволяет увеличить коэффициент полезного действия и мощность мотора, за счет полного сгорания топлива;
- Мониторить синхронную работу систем подачи топлива и воздуха для получения нужных пропорций смеси. Однако сам контроль осуществляется блоком управления. Датчик лишь является инициатором его последующих действий. В случае неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости прибор не сможет правильно отрегулировать подачу на холостом ходу, что неминуемо приведет к нестабильности работы двигателя;
- Отслеживать оборотистость коленвала;
- Осуществлять продувку систем улавливания паров отработанных газов;
- Следить за температурой автоматической коробки передач;
- Принудительно включать систему охлаждения, а при ее отсутствии, задействовать вентилятор.
Из вышеописанного видно, что неисправный датчик, функционирующий со сбоями и ошибками, способен нанести больше вреда, нежели тот же термостат, который снимает показания прогрева самого двигателя. При поломке последнего ничего страшного с автомобилем не произойдет.
Признаки неисправного датчика
Прибор представляет собой простое монолитное устройство, которое постоянно находится в агрессивной для себя среде. По этой причине со временем он приходит в негодность. Признаком номер один, сигнализирующим о неисправности устройства, является нестабильность в работе ДВС. Поскольку это не ремонтируемая деталь, она подлежит только замене.
Однако ошибки в функционировании не всегда связаны с внутренней порчей прибора. Существует множество разных причин, которые влияют на работоспособность. Основная и легко устраняемая — нарушение целостности контактов электрической проводки автомобиля. Достаточно визуального осмотра, чтобы определить причину. Если клемма выглядит окисленной или ржавой, то обязательно необходимо ее зачистить.
Признаком неисправности датчика температуры, когда нужно обратить внимание именно на него, является:
- Отключение вентилятора. Он включается только при чрезмерном перегревании движка, но причин, когда он не срабатывает, очень много. Поэтому считать его первостепенным симптомом нельзя;
- Увеличение расхода топлива. Это связано, в первую очередь, с неправильным смешением паров бензина и воздуха. Если блок управления получает неверные показания прибора, то он задает некорректные параметры для системы подачи топливо-воздушной смеси в цилиндры мотора;
- Увеличение оборотов холостого хода. Происходит это из-за ошибок выставления зазоров клапанов цилиндров, в результате в них поступает больше смеси, чем необходимо для не нагруженного мотора;
- Появление нехарактерных звуков во время детонации топлива в ДВС. Опять же здесь играют важную роль правильные пропорции смеси. Опытный автолюбитель сразу услышит специфические хлопки и стук;
- Нагрев и чрезмерный перегрев двигателя. Система контроля самостоятельно отключает мотор и задействует вентилятор для быстрого охлаждения. Обычно это происходит на холостом ходу, и реже во время движения, так как движок дополнительно обдувается поступающими потоками воздуха через сетку радиатора;
- Появление сообщений об ошибках на дисплее бортового компьютера.
Выше перечислены лишь частые признаки, которые указывают на сбои датчика. Поскольку он ломается не сразу, то автолюбитель сможет избежать катастрофических последствий для своей машины раньше, чем он заглохнет на трассе вдали от населенных пунктов.
Причины появления неисправностей
Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости появляются по нижеследующим причинам:
- Загрязнение клемм. В результате пропадает контакт между металлами и сигналу не хватает мощности, чтобы преодолеть существующее сопротивление;
- Понижение уровня воды, антфриза или тосола в системе. Хладагент протекает из-за ухудшения качества герметизирующей прокладки. Со временем она становится твердой и уже не способна в полной мере выполнять свои функции;
- Попадание в систему циркуляции антифриза низкого качества. Признаками служат образования не стенках каналов белого налета;
- Установка контрафактного прибора. Порой на рынке можно приобрести поддельные или некачественные детали. Проверить их сразу во время покупки невозможно. О его неисправности порой узнаешь уже дома или вовсе через несколько километров;
- Разрыв электрической цепи. Такое происходит по многим причинам. В основном, это прогорание или обычный прорыв проводки, коррозия. В таких случаях она выглядит потемневшей.
Неопытному автолюбителю обнаружить, где находиться источник неисправности датчика, без специализированных приборов достаточно сложно. Поэтому, начиная ремонт, следует иметь в виду, что он отнимет очень много часов.
Диагностика неполадок
Для экономии времени, автолюбитель всегда может обратиться в автосервис. Квалифицированные специалисты быстро и грамотно сделают свою работу. У них есть все необходимое оборудование. Но не все автолюбители отдают свои авто профессионалам, а предпочитают самостоятельно выполнять ремонт. В этом случае проверку следует начинать с тестирования датчика.
Предварительно нужно отсоединить клеммы аккумулятора, затем отключить прибор и выкрутить его. Проверку выполняют с использованием термометра, омметра или мультиметра. Первый раз сопротивление меряют, когда он холодный. Значения показателей можно найти в карточке устройства. Следующие показания снимают при температуре 30 градусов. Далее проверку проводят через каждые пять градусов. Последние данные получают, когда вода достигает температуры 100 градусов. Сопротивление должно быть не более 200 Ом. Ели показания мультиметра расходятся с номинальными значениями, то это указывает явным образом на поломку датчика. Его следует заменить.